Дорожные кривые силы света [Строительство в Хорватии]

Дорожные кривые силы света

В первой моей статье, мы разобрали вопрос с тем, что на дорогах до 4 полос, лучше применять одностороннюю установку опор, чтобы экономить время и деньги всех, кому это выгодно (по крайней мере должно быть выгодно).


 А вот сегодня мы разберем правильный выбор светильника (а точнее выберем КСС-кривую силу света), для разных типов дорог на примере 4 полосной. Для начала надо понять, что это вообще такое – «Кривая силы света»…

Если ввести в поиск слово «кривая силы света», то результатом поисков будет примерно такой текст: «Под КСС понимают график зависимости силы света СП от меридиональных и экваториальных углов, получаемый сечением его фотометрического тела плоскостью или поверхностью. Симметричные СП в зависимости от формы КСС подразделяются на семь типов…» и бла бла бла. Звучит не очень понятно, не правда ли?

Итак, по простому, нужно всего лишь чуть чуть воображения. Если посмотреть на картинку ниже, можно увидеть (помимо красных и бледно красных замкнутых кривых) круги, и линии.

Синий и красный контур (в данном случае) – это как бы разрез света от светильника, соответственно вдоль, и поперек светильника. Почему они такие «кривые»? Потому что свет от светильника распространяется в разные стороны, в разном «количестве», это сделано специально, и достигается такое, посредством «фокусировки» света в нужные места, это как когда вы лупой «собираете свет в «пучок», так же и тут, под разные объекты, собирают разные «комплекты пучков» от светильника. Более подробно о видах

Вид в 3D на изометрию светильника

исполнения оптики расскажу в последующих статьях. Линии – это углы в градусах, а круги это значения силы света, то есть если красные и синие линии «уходят» далеко от центра круга, значит в этом углу свет имеет большую силу, на таких картинках наносят только 2 (иногда до 4) кривых, но на самом деле их намного больше, скажем так, это основные 2 изометрии, есть еще множество других «промежуточных сечений», записанных в файл КСС, их можно увидеть в программе DIALux, например.

Кстати, если светильник в обоих плоскостях распределяет свет одинаково, тогда на изображении КСС будет всего 1 контур.

Все что вы прочтете, далее, актуально только для дорожных ОП, и дорожных КСС.

Я постарался максимально доступно пояснить, что такое КСС, а теперь давайте посмотрим как и почему и как называется тот или иной тип кривой:

Широкая боковая

(Здесь широкая- яркая, боковая- бледная). Первое слово обозначает тип КСС в плоскости перпендикулярной ОП (или как бы плоскости, паралельной дороге). Второе слово означает плоскость продольную светильнику (пересекающую дорогу). КСС с такими «замкнутыми кривыми» как бледнокрасная (боковая), называются Ассиметричными – то есть когда в обе стороны от светильника, выбрасывается разное количество и разные формы света.

Самая популярная КСС для дорог, благодаря максимальным «выбросам» света в стороны от ОП, такая сила света позволяет устанавливать опоры с достаточно большим шагом, при этом без ущерба на равномерности освещения. Конечно, при таком подходе, много света будет «рассеиватся» до того, как попадет на дорогу, в дальних участках, но это такое, необходимое зло. При этом, являясь «боковой», она также «выбрасывает» свет вперед от себя, и по сути, выброс света вперед прямо пропорционален ширине дороги (для широких дорог, нужен большой «выброс света».

Широкая осевая

Все тоже самое, только здесь свет в плоскости перпендикулярной дороге не «выбрасывается вперед» а просто светит зеркально в обе стороны от ОП.

Часто встречается в светильниках на основе газоразрядных ламп, основно отличие, в том что светит ровно туда, куда направлен, такие светильники очень подходят для узких улиц, или при тросовых системах освещения, а также в освещении тоннелей и т.д.. Также их можно применять как широкие боковые, просто поставив светильник под большими углами в перепендекулярной плоскости (что не очень хорошо с точки зрения ослепления и засветки ненужных участков).

Полуширокая боковая

Очень похожа на широкую боковую, но вылет света в бока не так силен, а более «распределен» под светильник.

Применяется как широкая боковая, в тех случаях, когда нужна повышенная освещенность/яркость ( например дороги класса «А», при малом шаге опор). Кроме того, могут применяться в местах, где не актуальна высокая равномерность, например парки и скверы. Возможно есть и другие виды применения, но все же я в своей практике их применял лишь в парках и на парковках.

Полуширокая осевая

Соответственно похожа на широкую осевую, но… сами знаете что)).

Применение похоже на предидущую, при этом каждая может иметь свое «место» установки, в зависимости от конфигурации территории (подробнее о освещение парков и скверов обязательно будет статья).

В дополнение скажу, что, по ГОСТ 17677 широкие относятся к типу Ш, а полуширокие к П.

В этом примере их 4 вида – это основные виды применяемых кривых на дорогах, существуют тысячи подвидов (у многоих производителей есть много разных вариаций КСС).

Сравнение

Возьмем к примеру вымышленную ситуацию, при которой у Вас есть два светильника, приблизительно одной мощности, и у вас есть одна дорога, которую надо осветить. Высоту, и место монтажа светильника (вылет светильника относительно дороги), категорию освещения (Б1), не меняем для обоих вариантов. Угол установки регулировать можно. А вот шаг мы выберем для обоих светильников, исходя из самого лучшего из двух результатов.

-Ширина полотна- 14 метров

-Яркость дорожного покрытия средняя – min1,2 кдм2

-Общая равномерность яркости-min 0,4

-Равномерность яркости по оси движения- min0,6

-Коэффициент приращения яркости- max10%

Похожие страницы: